(4212) 41-88-40, 77-06-19
            8 (914) 544-06-19

Подводная лодка С-56

Подводная лодка С-56 является Филиалом Военно-исторического Музея Тихоокеанского флота. Когда подходишь к С-56, то возникает вопрос: «Почему именно эта лодка заняла это почетное место?» Первой причиной послужил тот факт, что ПЛ С-56 организационно входит в состав ТОФ. Но главное: Подводная лодка С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных целей торпедным оружием.

Но история С-56 достаточно трагична. Слишком много испытаний выпало на ее долю. И сам музей в деталях повествует о трудном, опасном, героическом пути лодки.

Подводная лодка была заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе им. Андре Марти, ныне Адмиралтейские верфи, в Ленинграде. Секции лодки по железной дороге доставили во Владивосток и на заводе №202 «Дальзавод им. К.Ворошилова» была окончательно собрана и спущена на воду. 20 октября 1941 года была зачислена в строй ТОФ.

Через год, в октябре 1942 года, Подводная лодка С-56 совершила переход в пункт Полярный, для участия в боевых действиях в составе Северного флота. Переход занял 153 дня, из которых лодка провела в море 67 суток (2 220 часов), пройдя 16 632 морских миль из них 113 под водой. За время перехода С-56 неоднократно подвергалась торпедным атакам, попадала в жестокие шторма, и останавливалась в доках для ремонта. Но, не смотря на все трудности, она добралась до пункта назначения и влилась в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Для того, чтобы понять сложность такого перехода достаточно посмотреть на его маршрут. Владивосток - Петропавловск-Камчатский-Датч-Харбор - Сан-Франциско (США) - Коко-Соло (США) - Панамский канал - Гуантанамо (США) - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Леруик (Шотландия) - Полярный.

За весь период боевых действий С-56 совершила 8 боевых походов, потопив 2 боевых корабля, 2 транспортных, и один повредив. Провела 13 торпедных атак, выпустила 30 торпед. На лодку было сброшено более 3 000 глубинных бомб. Девятнадцать раз лодку объявляли пропавшей безвести, но, не смотря на это, С-56 всегда возвращалась в порт приписки.

Потопленные корабли:

  • 17 мая 1943 года танкер "Eurostad"
  • 7 июля 1943 года тральщик «М 346»
  • 19 июля 1943 года сторожевой корабль «№ Ki 09» («Alan)
  • 28 января 1944 года транспорт "Heindrich Schulte"
  • 17 мая 1944 года повредила транспорт "Wartheland" (5 096 брт, торпеда не взорвалась)

В послевоенное время в 1954 году ПЛ С-56 совершила кругосветное путешествие в составе военных кораблей по Северному морскому пути, завершив его в городе Владивосток.

9 мая 1975 года, в день 30 годовщины Победы, лодка была установлена в на Корабельной набережной, как Корабль-музей. В 1982 году ПЛ С-56 вошла в общий Мемориал боевой славы ТОФ.

В кормовой части лодки были демонтированы агрегаты и механизмы. В этом помещении оборудован музейный зал, который рассказывает о боевой славе ТОФ. Центральные отсеки сохранены в низменном виде и рассказывают о боевых буднях экипажа лодки. Здесь можно увидеть Центральный пост управления, перископ, кают-компанию и каюту командира. Особое впечатление оставляет после осмотра носовые торпедные аппараты, первый отсек с торпедным боезапасом. Все в лодки сохранилось со времен ее рождения до наших дней. Находясь внутри, можно себе представить в каких условиях добивались тяжелых побед экипаж ПЛ.

Зная историю ПЛ С-56, можно попытаться представить каким мужеством нужно обладать, чтобы хладнокровно провести торпедную атаку и выдержать атаку глубинными бомбами, которых за один боевой поход приходилось около четырехсот. Надо понимать, что успех в бою достигался упорной боевой учебой по слаживанию экипажа лодки. Каждый из моряков знал, что в бою от каждого из них зависит не только успех в бою, но и, в сущности, сама жизнь. И пойти на такой риск можно было только от искренней любви к Родине, желанию пожертвовать собой ради общей Победы. Экспозиция ПЛ С-56 рассказывает об этих героях, кто беззаветно отдал свой долг в деле защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны.

На борту С-56 проводятся уроки Мужества, отмечаются важные исторические даты. Для школьников проводятся тематические экскурсии, посвященные мужеству и героизму наших военных моряков-подводников.